К инженерным изысканиям и проектированию железных дорог предъявляется перечень повышенных требований, обусловленных большой протяженностью и небольшой шириной полосы исследований, а также высокой чувствительностью при возникновении изменений геологии на территории.
Выполнение инженерных изысканий железнодорожных путей следует поручать специализированной компании, обладающей действующей лицензией и необходимыми допусками СРО. К одной из таких компаний относится и ООО «ГеоЭкоСтройАнализ».
Особой трудоемкостью и ответственностью отличаются геологические изыскания для строительства новых железных дорог в регионах, характеризующихся:
- Мерзлотой на протяжении многих лет;
- Сейсмической активностью исследуемого участка;
- Заболоченностью территории;
- Опасностью склонов и оползней;
- Вероятностью снежных лавинам.
Исследования для строительства железнодорожного полотна необходимы на предпроектной стадии и для подготовки рабочей документации.
Цели и сроки проведения
Цель инженерно-геодезических изысканий железных и автомобильных дорог состоит в предоставлении заказчику информации для дальнейшей работы с объектами: от трассы до земляного полотна, от искусственных сооружений (к примеру, мостовых переходов), до станционных узлов, от рабочих поселков до иных объектов инфраструктуры. Работы состоят из оценки рельефа исследуемой территории в комплексе с анализом прилегающих строений, зданий, рек, озер и других немаловажных объектов на местности.
Сроки проведения изысканий железнодорожных путей соответствуют протяженности маршрута, особенностям данной территории, параметрам технического задания и составляют от двух недель.
Этапы инженерных изысканий для железных дорог
- До начала работ необходимо заняться скрупулезным изучением предоставленного заказчиком технического задания, расположенным в архивах материалом по исследованиям близлежащих районов, где уже занимались проведением изысканий под строительство в течение истекшего периода.
- Затем производится изучение имеющихся скважин, состава грунтовых вод, и сопоставления полученных сведений с комплексом собственных исследований.
- Далее инженеры занимаются визуальным исследованием трассы будущей дороги и прилегающих к ней территорий. Обследование проводится для отметки вновь возникающих объектов, траншей и канав, котлованов, с наполнением водой, с составлением акта и утверждения в отделе архитектуры.
- При отсутствии перечисленных материалов изысканий железных дорог необходимо провести несколько бурений скважин, по утвержденному с заказчиком плану. Подспорьем для геологов является топографическая съемка. Комплекс полученных данных и акт рекогносцировки используется для разработки технического отчета.
- Полученные пробы передаются в лабораторию для тщательного исследования.
- Все материалы проходят тщательную камеральную проверку для подтверждения точности результатов.
- Все данные систематизируются в техническом отчете для прохождения государственной экспертизы и получения разрешения на строительство.
Срок действия результатов
Актуальность изысканий железных дорог для проектирования сохраняется в течение трех лет. В течение этого срока материалы по изысканиям можно предъявлять для госэкспертизы и эффективно использовать в строительном проектировании. При просрочке обозначенного периода возникает необходимость в проведении повторных исследований. По истечении срока действия изысканий по геологии необходимо заказать проведение рекогносцировочного обследования на территории, выбранной для проектирования. В каждом случае перечень изысканий определяется индивидуально.